РусскийБеларускi

 

Государственное учреждение 
"Минский городской центр физического воспитания и спорта учащейся молодежи" комитета по образованию Мингорисполкома

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

наш баннер

 

админ сайта

 

© copyright

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ВОЛЕЙБОЛ

Программа-пособие по волейболу 

для физкультурно-спортивных центров и учителей предмета «Физическая культура и здоровье»

 

АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ:

А.В Кириченок, учитель высшей категории, тренер первой категории, методист высшей категории ГУ «Минский городской центр физического воспитания и спорта учащейся молодёжи» комитета по образованию Мингорисполкома

 

Минск 2010

 Пояснительная записка

Подготовка волейболистов – это процесс, направленный на физическое развитие, повышение показателей физического и функционального состояния организма юных и взрослых волейболистов, обучение и совершенствование технико – тактических действий.

Успешность подготовки волейболистов во многом от разработанности и применения научно обоснованных средств и методов, к которым по праву можно отнести программированное обучение с его обучающими программами. Оно позволяет на более качественном уровне и в короткий срок организовать подготовку начинающих волейболистов как на учебных занятиях в учреждениях образования, где волейбол является составной частью учебных программ, так и в работе секций по волейболу в учебных заведениях.

Обучение элементам техники волейбола – основа игры, так как любой тактический замысел не может быть осуществлен без хорошего овладения техническими приемами. Чем разнообразнее техническая подготовленность волейболистов, тем большими техническими возможностями располагает команда. Однако, техническая подготовка еще не обеспечивает тактического успеха. Волейболистам, помимо всего, необходимо научиться умело, с учетом игровой обстановки, применять усвоенные приемы техники игры.

Как показывает практика, на обучение игры в волейбол затрачивается значительно больше времени, чем в другие игровые виды спорта, что объясняется специфичностью выполнения элементов техники, а отсюда трудности на начальном этапе обучения.

В связи с этим успешное овладение игровыми приемами в волейболе может быть обеспечено при наличии планомерного и систематического обучения с использованием наиболее рациональных и эффективных методов подготовки.

Освоенные умения и навыки в выполнении игровых приемов и простейших способов их тактической реализации явились «школой» волейбола для начинающих спортсменов.

Нет сомнений в том, что знания, умения, навыки и физические качества, приобретенные волейболистами на этапе начальной подготовки при дальнейшей планомерной и систематической работе должны явиться фундаментом в достижении высокого спортивного мастерства.

Учителям физической культуры предоставлена возможность взять на вооружение планы поурочных занятий, наиболее эффективные методы тренировки, широко использовать тренажеры, воспользоваться ценными рекомендациями в работе не только с новичками, но и с волейболистами высокого класса

Организационно – методические указания.

Все занимающиеся на факультативе по волейболу делятся на три возрастные группы с учетом степени спортивной и общефизической подготовленности:

1)    младшая группа (11- 12 лет);

2)    подростковая группа (13- 14 лет);

3)    младшая юношеская группа (15- 16 лет).

Продолжительность занятий зависит от часов, отпущенных на факультатив по волейболу, а классическое распределение часов таково: в младшей и подростковой группах  два раза в неделю по 2 часа, а в младшей юношеской – три раза в неделю по два часа. Каждая возрастная группа, наряду с общими задачами занятий, имеет свои специфические: младшая группа – укрепление здоровья повышение общей физической и специальной подготовки, воспитание таких физических качеств, как скорость, ловкость, координация движений, освоение простейших приемов игры, индивидуальной тактики игры; подростковая группа – укрепление здоровья, повышение общей и специальной подготовки, воспитание быстроты отдельных движений, ловкость, координации движений, скоростно – силовых качеств, изучение и совершенствование технических приемов (перемещение игроков, передачи, нападающие удары, защитные действия), знакомство с судейством; младшая юношеская группа- всестороннее физическое развитие, совершенствование техники и тактики игры, приобретение судейских навыков. В подростковой и младшей юношеской группах учебный процесс делится на три периода: подготовительный, соревновательный, переходный.

Подготовительный период включает три этапа. Первый этап- общая подготовка(всесторонняя физическая подготовка занимающихся, воспитание физических и волевых качеств, техническая и тактическая подготовка). Второй этап – специальная подготовка (воспитание необходимых волейболисту физических качеств, техническая и тактическая подготовка, комплектование команд). Третий этап – предсоревновательная подготовка (дальнейшее воспитание специальных качеств волейболиста, подготовка к предстоящим соревнованиям, совершенствование техники и тактики игры, улучшение сыгранности команды).

Задачи соревновательного периода: повышение достигнутого уровня тренированности, совершенствование технических и тактических действий команды, специальная физическая подготовка, участие в соревнованиях.

Задачи переходного периода: поддержание достигнутого уровня общей физической и тактической подготовленности.

Учебный материал данной программы рассчитан на все возрастные группы. Занятия с различными группами должны проводиться с учетом особенностей пола и возраста занимающихся, в соответствии с этим следует подбирать средства и методы обучения.

Учебный материал теоретических занятий дан отдельно для каждой возрастной группы. Изучение его осуществляется в форме 10 -15- минутных бесед до или после практических занятий. Тренер должен логически связать материал теоретических занятий с практическими. Во время беседы применяются наглядные пособия, кинограммы.

В процессе занятий по общей физической подготовке используются средства, в основном знакомые детям по урокам физической культуры. Подбор средств и объем общей физической подготовки для каждого занятия зависит от конкретных задач обучения и условий проведения занятий. Так, на начальном этапе, когда эффективность средств волейбола еще незначительна (малая физическая нагрузка в упражнениях по технике и в двухсторонней игре), объем общей физической подготовки составляет 60- 70% времени, отводимого на занятия.

Специальная физическая подготовка непосредственно связана с обучением детей технике и тактике волейбола. Кроме средств волейбола, составной ее частью являются специальные упражнения (подготовительные), играющие важную роль на начальном этапе обучения. Среди средств физической подготовки значительное место занимают упражнения с предметами: набивными, баскетбольными, теннисными мячами, со скакалкой, резиновыми амортизаторами, гантелями, различными специальными приспособлениями.

Большое значение в обучении детей технике волейбола помимо наглядных пособий и показа тренера применение упражнений со специальными приспособлениями. Широко используются держатели мяча, мяч на резиновых амортизаторах, приспособление для блокирования. Их применение позволяет сделать процесс обучения детей технике игры более разнообразным и эффективным.

Обучение тактическим действиям начинаются с первых же занятий. По мере овладения техникой волейбола юные волейболисты изучают тактические действия, связанные с ней.

Перед каждой игрой тренер дает установку на игру, а после окончания встречи провести разбор игры. Установки даются заблаговременно, чтобы игроки могли продумать план игры. Разбор проведенной игры рекомендуется проводить перед началом очередной тренировки.

Примерный тематический план занятий групп начальной подготовки (11- 12 лет)

№ п/п

Наименование темы

 

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Краткий обзор развития волейбола в РБ

1

-

1

2

Оборудование и инвентарь, обувь, одежда

 

-

1

3

Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм, оказание первой (доврачебной) помощи

 

-

1

4

Общая и специальная физическая подготовка

1

64

65

5

Основы техники и тактики игры в волейбол

1

62

63

6

Контрольные игры, посещение соревнований

1

12

13

Программа

Краткий обзор развития волейбола.

Описание игры в волейбол. Развитие волейбола среди школьников. Соревнования по волейболу для школьников в РБ. Влияние занятий волейболом на организм детей.

Оборудование, инвентарь, одежда и обувь.

Инвентарь для занятий и игры в волейболе, обувь и одежда, оборудование мест занятий.

Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм, оказание первой (доврачебной) медицинской помощи.

Общие гигиенические требования к занимающимся волейболом с учетом его специфических особенностей. Режим дня, режим труда и отдыха. Гигиена сна. Гигиена одежды и обуви. Использование естественных фактов природы для закаливания организма.

Врачебный контроль. Спортивные травмы и меры их предупреждения при занятиях волейболом. Ушибы, растяжения, кровотечения. Первая (доврачебная) помощь пострадавшему, способы остановки кровотечений, перевязка.

Общая и специальная физическая подготовка.

Понятие о физической подготовке. Задачи общей физической подготовки: воспитание физических качеств (скорости, ловкости, силы, выносливости, гибкости), совершенствование двигательных навыков, средств общей физической подготовки: гимнастические и легкоатлетические упражнения, спортивные и подвижные игры, плавание, лыжные прогулки, катание на коньках, роликах.

Практические занятия.

Упражнения для мышц верхнего плечевого пояса без предметов: из различных исходных положений на месте и в движении круговые движения прямыми и согнутыми руками, отведение рук назад пружинящими движениями, сгибание и разгибание пальцев. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа и стоя у гимнастической стенки. Упражнения с набивными мячами в различных исходных положениях (стоя, сидя, стоя на коленках и т. д.), с гантелями, эспандером, резиновыми жгутами.

Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов и с предметами, на гимнастической стенке, в парах.

Упражнения для мышц нижних конечностей. Упражнения без предметов: в различных исходных положениях приседания, подскоки, ходьба, бег, выпады. Упражнения в парах, упражнения с набивными мячами. Упражнения на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка).

Легкоатлетические упражнения.

Специальные упражнения легкоатлета.

Бег с ускорением.

Прыжки в высоту, длину, с разбега, тройной прыжок с места, с разбега.

Метание мячей на дальность, меткость, на дальность отскока.

Спортивные игры – баскетбол, ручной мяч. Подвижные игры. Эстафеты.

Специальная физическая подготовка.

Упражнения для воспитания скоростных качеств, скоростно–силовых, силы, выносливости. Упражнения для укрепления мышц, участвующих в выполнении передачи мяча. Укрепление кистей рук, мышц, участвующих в выполнении подачи и нападающего удара.

Акробатические упражнения.

Перекаты в группировках вперед и назад, в стороны. Кувырки: из упора присев и из основной стойки, с небольшого разбега, соединение нескольких кувырков.

Основы техники и тактики игры в волейбол.

Понятие о технике игры в волейбол. Основные технические приемы волейбола: стойки, перемещения, подачи, прием, передачи, нападающий удар, блокирование Понятие о тактике игры. Индивидуальные действия в защите, в нападении, групповые действия в защите и нападении.

Практические занятия.

Изучение техники игры в волейбол, стойки. Исходные положения для выполнения второй передачи, приема мяча с подачи, различные перемещения, характерные для игры в волейбол.

Перемещения. Приставные шаги вправо, влево, вперед, двойной шаг, скачок, сочетание различных способов перемещений, остановки после перемещения.

Передачи мяча.

Верхняя передача двумя руками, выход под мяч. Положение рук, ног, туловища, согласованность движений при передаче. Передача мяча над собой на месте и в движении. Встречная передача мяча в колоннах. Передача мяча у стены, щита. Передача мяча из  зоны 6 в зону 3, из зоны 3 в зону 2. Игра «Мяч в воздухе», «Мяч капитану», эстафеты с передачей мяча.

Нижняя передача (ознакомление): положение рук и ног, туловища. Подготовительные упражнения с мячом.

Подачи.

Нижняя подача: прямая и боковая. Верхняя прямая подача. Стойка, подбрасывание мяча, положение туловища, ног, рук; замах, удар, направление полёта мяча. Приём мяча сверху и снизу двумя руками.

Нападающий удар. Прямой нападающий удар из зоны четыре и зоны два. Броски набивного мяча двумя руками в прыжке через сетку (h150-200 см.). Метание теннисного (хоккейного) мяча через сетку с места и с разбега. Разбег, прыжок, замах руками и приземление. Нападающий удар через сетку по мячу, наброшенному партнером.

Блокирование. Подготовительные и подводящие упражнения к одиночному блокированию в зонах 3, 2, 4 (h высота сетки 2м. – 2м.20см.). Перемещение у сетки, остановка прыжком, доставание кистями рук мяча (набивного или волейбольного), подвешенного у верхнего края сетки. Блокирование над сеткой лёгких резиновых мячей.

Изучение тактики игры в волейбол.

Индивидуальные тактические действия в нападении. Умение занять исходное положение для выполнения какого-либо действия, выбрать способ отбивания мяча через сетку, направить мяч через сетку в определённую зону площадки противника, чередовать в игре верхнюю и нижнюю подачи. Индивидуальные тактические действия в защите. Умение определить возможное направление полёта мяча и своевременно выйти на мяч для его приёма, применять верхнюю или нижнюю передачу в соответствии с игровой обстановкой.

Групповые тактические действия в нападении. Приём мяча с подачи и первая передача в зону три, из зоны три в зону четыре или в зону два для нападающего удара. Первая передача из зоны пять, четыре, шесть в зону три и вторая передача в зону 4; первая передача из зоны 1, 2, 6 в зону 3 и вторая передача в зону 2, из зоны 2 через сетку. Передача мяча из зоны 6 в зону 2, в зону 3 из зоны 3 через сетку.

Групповые тактические действия в защите. Страховка игрока, совершающего нападающий удар. Страховка игрока, принимающего мяч от противника или выполняющего передачу в неблагоприятных условиях.

Учебные игры с определённым заданием на основе пройденного материала по технике и тактике.

Контрольные игры, посещение соревнований.

Установки игрокам перед контрольными играми и разбор проведённых игр. Задание на предстоящую игру (на макете). Тактический план игры команды и задание отдельным игрокам. Разбор проведённой игры и выполнение тактического плана. Выводы по игре.

Практические занятия.

Проведение контрольных игр с командами групп начальной подготовки. Посещение календарных игр юношеских и взрослых команд.

Примерный тематический план занятий подростковой группы (13-14 лет).

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

теория

практика

Физическая культура и спорт в РБ.

1

1

 

Краткий обзор развития волейбола в РБ.

1

1

 

Оборудование и инвентарь.

1

1

 

Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся.

1

1

 

Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм, оказание первой (доврачебной) медицинской помощи.

1

1

 

Общая и специальная физическая подготовка.

46

2

44

Основы техники и тактики игры в волейбол.

72

2

70

Правила игры в волейбол, организация и проведение соревнований.

5

1

4

Контрольные игры, соревнования, посещение соревнований.

16

2

14

ИТОГО:

144

12

132

Программа.

Физическая культура и спорт в РБ.

Задачи физического воспитания в РБ. Значение физической культуры и спорта. Важнейшие постановления правительства РБ по вопросам развития физической культуры и спорта в государстве.

Краткий обзор развития волейбола в РБ.

Характеристика волейбола как средства физического воспитания. История возникновения волейбола. Развитие волейбола в РБ и за рубежом. Соревнования по волейболу для школьников в районе, городе и республике.

Оборудование и инвентарь.

Инвентарь для игры в волейбол. Уход за инвентарём. Специальное оборудование для занятий волейболом: держатели мяча, мяч в резиновых растяжках и прочие приспособления.

Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся.

Краткие сведения о строении человеческого организма и его функции. Костная система и её развитие. Связочный аппарат и его функции. Мышцы, их строение и функции, сокращения и расслабление мышц. Система кровообращения, краткие сведения о сердечно-сосудистой системе человека. Нервная система и её роль. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы, на работоспособность мышц и подвижность суставов, на развитие сердечно-сосудистой системы, на деятельность нервной системы.

Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм, оказание первой (доврачебной) медицинской помощи.

Режим дня, труда и отдыха, режим питания и питьевой режим. Гигиена сна. Гигиенические требования к местам занятий волейболом, инвентарю и спортивной одежде.

О вреде курения и употребления спиртных напитков. Наркотики и их пагубное влияние на человека. Врачебный контроль на занятиях, его знание. Понятие о «спортивной форме», спортивной травмы и меры их предупреждения на занятиях. Растяжение, ушибы, разрыв мышц, связок и сухожилий. Кровотечения и меры его остановки. Оказание помощи пострадавшим.

Общая и специальная физическая подготовка.

Воспитание и совершенствование физических качеств, необходимых для игры в волейбол. Краткая характеристика и роль специальных упражнений.

Практические занятия.

Гимнастические упражнения для мышц плечевого пояса без предмета (индивидуальные и парные), с набивными  мячами, с гантелями, резиновыми амортизаторами, на снарядах (брусья, перекладина, гимнастическая стенка).Упражнения для мышц туловища и нижних конечностей без предметов (индивидуальные и в парах), с набивными мячами, гантелями, скакалкой, на гимнастических снарядах.

Легкоатлетические упражнения.

Бег с ускорением до 50 -70 метров. Поворотный бег, бег с низкого старта, бег с препятствиями от60 до 100 метров. Медленный бег. Прыжки через планку, прыжки в длину с разбега и с места, тройной с места и с разбега (мальчики). Метание малого мяча в цель, в стену на дальность отскока, на дальность.

Спортивные и подвижные игры. Баскетбол, ручной мяч, футбол, «Перестрелка», «Вызываем смену», эстафеты, ходьба на лыжах, катание на коньках, роликах.

Специальная физическая подготовка.

Упражнения для воспитания быстроты одиночных движений, для укрепления мышц, участвующих в выполнении передач, подач мяча, нападающего удара. Упражнения для воспитания скоростно – силовых качеств нижних конечностей. Для этого применяются разнообразные прыжки: подскоки, наскоки, соскоки (прыжки в глубину), с предметами (скакалка, гимнастическая скамейка, резиновые жгуты и прочие приспособления).

Упражнения для развития ориентировки. Изменения направления бега по зрительным сигналам, метание мячей на точность после выполнения акробатических упражнений, после прыжка, ускорения, поворота.

Акробатические упражнения.

Перекаты, кувырки, стойки на лопатках, стойки на руках с помощью и опорой ног о стенку.

Основа техники и тактики игры в волейбол.

Процесс обучения занимающихся технике и ее совершенствование называют технической подготовкой. В задачи последней входит: вооружение занимающихся техническими приемами игры в волейбол, обеспечение надежности выполнения технических приемов на тренировках и соревнованиях, совершенствование техники с учетом игровой функции волейболиста в команде. Значение технической подготовки весьма велико, но нельзя преуменьшать значение физической,  тактической и психологической подготовки.

Естественно, на начальном этапе обучение волейболом удельный вес технической подготовки более весом. Средствами технической подготовки являются подготовительные, подводящие и специальные упражнения .Поэтапное изучение техники способствует прочному овладению игровыми приемами. К наиболее эффективным методам можно отнести следующие:

- метод расчлененного обучения;

- метод целостного обучения;

- повторный метод;

- сопряженный метод;

- игровой метод;

- соревновательный метод.

Практические занятия.

Изучение и совершенствование техники игры. Перемещения. Специальные подготовительные упражнения и имитация всех технических приемов на каждом занятии.

Верхняя передача.

Совершенствование передачи мяча, летящего с различной траекторией. Передача мяча в стенку (индивидуальные и групповые упражнения). Передача мяча во встречных колоннах. Передача мяча в парах, тройках у сетки. Передача снизу одной и двумя руками. Положение туловища и рук игрока в момент приема снизу. Упражнения в парах и группах (на месте и в движении). Прием и передача мяча, отскочившего от сетки. Подачи мяча: нижние (обучение и совершенствование), верхняя прямая, верхняя боковая, подача на точность. Несколько подач подряд разными способами. Прием подачи сверху и снизу двумя руками. Нападающий удар. Прямой нападающий удар (обучение и совершенствование). Нападающие удары из зоны 4, 3, и 2. Нападающий удар при одиночном блокировании.

Блокирование.

Одиночное (обучение). Перемещения и прыжки у сетки, имитация блокирования. Прыжки вверх с доставанием двумя руками мяча, подвешенного над сеткой, блокирование нападающего удара на сниженной сетке, нападающего удара на сетке нормальной высоты. Защитные действия (обучение и совершенствование). Действия в парах, тройках, с партнером у стенки, действия после удара руководителем (с предварительным выходом из зон 1, 5.и 6), после нападающих ударов через сетку.

Изучение тактики игры в волейбол.

Индивидуальные тактические действия в нападении. Умение направлять мяч через сетку в уязвимые места, применять нижнюю и верхнюю подачи в соответствии с игровой обстановкой. Разбег для нападающего удара и передача в прыжке через сетку. Индивидуальные тактические действия в защите. Умение при блокировании определять зону, из которой будет произведен нападающий удар, применять способы приема и передачи мяча (сверху или снизу). Выбор наиболее целесообразного способа приема сильных и нацеленных подач.

Групповые тактические действия в нападении. Прием мяча с подачи и первая передача в зависимости от расположения игроков зон 3 и 2; первая передача нападающего удара; вторая передача игроку, сильнейшему в нападении, передача за голову для выполнения нападающего удара.

Групповые тактические действия в защите. Страховка игроков при нападающем ударе и блокировании, расположение игроков задней линии при блокировании, групповое блокирование (для мальчиков).

Командные тактические действия в нападении и защите: игра в нападении со второй передачи игровой зоны нападения, игра в нападении с первой передачи (ознакомление), взаимодействия игроков в нападении и в защите, тактические комбинации.

Игра в защите: игрок зоны 6 страхует в линии нападения; игрок зоны 6 оттягивается к лицевой линии.

Учебные игры.

Расположение игроков при своей подаче и подаче противника; выбор места игроками при передачах мяча для нападения, при подачах, нападениях противника; определение места блокирования и взаимодействия всех игроков.

Правила игры в волейбол, организация и проведение соревнований.

Роль соревнований в спортивной подготовке. Положение о соревнованиях. Подготовка мест для соревнований. Методика судейства. Состав команды. Расстановка и перемещение игроков. Костюм игрока. Начало игры и подача. Переход подачи, Удары по мячу. Игра двоих. Переход средней линии. Выход мяча из игры. Счет и результат игры.

Практические занятия. Судейская практика на учебных играх, ее анализ и оценка.

Контрольные игры, соревнования, посещение соревнований.

Установки игрокам перед соревнованиями и разбор проведенных игр. Установка на предстоящую игру (на макете). Характеристика игроков и команды противника. План игры команды и задание отдельным игрокам. Разбор проведенной игры. Выполнение тактического плана. Общая оценка игры и действий отдельных игроков. Выводы по игре.

Практические занятия. Участие в товарищеских, контрольных играх, соревнованиях на первенстве района, города.

Примерный тематический план занятий младшей юношеской группы (15-16 лет).

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

теория

практика

Физическая культура и спорт в РБ.

1

1

 

Краткий обзор развития волейбола в РБ.

1

1

 

Оборудование и инвентарь.

1

1

 

Краткие сведения о строении и функциях организма человека.

1

1

 

Основы методики обучения и тренировки

1

1

 

Общая и специальная физическая подготовка.

52

2

50

Изучение и совершенствование техники и тактики игры в волейбол

127

3

124

Правила игры в волейбол, организация и проведение соревнований.

6

1

5

Инструкторская практика

8

-

8

Контрольные игры, соревнования, посещение соревнований.

18

2

16

Программа

Физическая культура и спорт в Республике Беларусь.

Республиканский физкультурный комплекс «Здоровье». Единая спортивная классификация. Задачи и содержание работы школьных коллективов физкультуры.

Краткий обзор развития волейбола в РБ. Развитие волейбола в РБ.

Крупнейшие соревнования по волейболу в РБ, международные соревнования по волейболу. Участие белорусских волейболистов в чемпионатах Европы.

Оборудование и инвентарь.

Инвентарь для игры в волейбол, его использование в процессе занятий. Специальное оборудование и его использование в процессе занятий.

Учебные игры.

Расположение игроков при своей подаче и подаче противника; выбор места игроками при передачах мяча для нападения, при подачах, нападении противника; определение места блокирования и взаимодействия всех игроков.

Правила игры в волейбол, организация и проведение соревнований.

Роль соревнований в спортивной подготовке. Положение о соревнованиях. Подготовка мест для соревнований. Методика судейства. Состав команды. Расстановка и перемещение игроков. Костюм игрока. Начало игры и подача. Переход подачи. Удары по мячу. Игра двоих, переход средней линии. Выход мяча из игры. Счёт и результат игры.

Практические занятия.

Судейская практика на учебных играх, её анализ и оценка. Контрольные игры, соревнования, посещение соревнований. Установки игрокам перед соревнованиями и разбор проведённых игр. Установка на предстоящую игру (на макете). Характеристика игроков и команды противника. План игры команды и задание отдельным игрокам. Разбор проведённой игры. Выполнение тактического  плана. Общая оценка игры и действий отдельных игроков. Выводы по игре.

Практические занятия. Участие в товарищеских, контрольных играх, соревнованиях на первенство района, города.

Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Костная система, связочный аппарат. Мышцы, их строение, функции, взаимодействие, сокращение и расслабление, расположение основных мышечных групп. Кровь и кровообращение, сердечно-сосудистая система. Дыхание и газообмен. Значение дыхания для организма. Органы пищеварения и обмен веществ. Нервная система и её деятельность.

Спортивная тренировка как процесс совершенствования функций.

Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм, оказание первой медицинской помощи.

Гигиенические требования к местам занятий волейболом, инвентарю и  спортивной одежде. Регулирование веса спортсмена. Врачебный контроль и самоконтроль. Значение, содержание и организация врачебного контроля и совместной работы врачей и тренеров. Спортивный травматизм и меры его предупреждения при занятиях волейболом. Доврачебная помощь пострадавшим: способы остановки кровотечения, перевязки, приёмы искусственного дыхания, транспортировка пострадавшего. Основы спортивного массажа и его приёмы.

Основы методики обучения и тренировки. Понятие об обучении и тренировке в волейбол. Классификация упражнений учебно-тренировочного процесса в волейболе. Методика физической подготовки и обучения технике и тактике. Основная форма организации и проведения занятий.

Общая и специальная физическая подготовка.

Значение общей и специальной физической подготовки в тренировочном процессе. Взаимосвязь физической, технической и тактической подготовки.

Практические занятия.

Общая физическая подготовка. Воспитание и совершенствование физических качеств: скорости, силы, скоростно-силовых качеств, выносливости, ловкости,  гибкости.

Гимнастические упражнения.

Упражнения для мышц верхнего плечевого пояса без предметов (индивидуальные и в парах), с набивными мячами, с гантелями, с резиновыми амортизаторами, на снарядах. Упражнения для мышц туловища, без предметов (индивидуальные и в парах), с набивными мячами, с гантелями. Упражнение на мышцы нижних конечностей, со скакалкой. Опорные прыжки, подскоки, соскоки.

Легкоатлетические упражнения.

Бег с ускорением, повторный бег с ускорением, с низкого старта, кроссовый бег.

Прыжки в высоту (с места и с разбега), в длину (с места и с разбега), многосоки, тройной прыжок с места.

Метание мяча в цель с места, с разбега.

Спортивные игры. Баскетбол, ручной мяч, футбол. Подвижные игры, эстафеты.

Ходьба на лыжах, катание на коньках.

Специальная физическая подготовка.

Упражнения для воспитания быстроты одиночных движений и быстроты ответных действий. Бег с остановками и изменением направления, приставными шагами, рывки по сигналу. Подвижные игры («День и ночь», «Попробуй унеси», различные варианты игры «Салки», специальные эстафеты с заданием.

Упражнения на силу мышц, участвующих в выполнении передач мяча в упоре стоя и лёжа, сгибание и разгибание рук в упоре на ладонях и на пальцах от стены и от пола, отталкивание от стены ладонями и пальцами двух рук. Передвижение в упоре на руках (ноги за голеностопные суставы удерживает партнёр). Многократные броски и ловля набивного или баскетбольного мяча. Упражнения для кистей рук с гантелями. Сжимание теннисного мяча.

Упражнения для укрепления мышц, участвующих в выполнении подач мяча. Броски набивного броска сверху двумя руками, попеременно левой и правой рукой, совершенствование ударного движения по мячу на резиновых амортизаторах.

Упражнения для воспитания силы и скорости сокращения мышц, участвующих в выполнении нападающего удара. Различные броски набивного мяча (1 кг.) на месте и в прыжке. Метание теннисного мяча (правой и левой рукой) с места, с разбега, в прыжке через сетку. Совершенствование ударного движения по мячу на резиновых амортизаторах.

Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств.

Различные приседания на двух ногах и одной. Приседание с партнёром на плечах, с отягощениями (пояс, жилет, мешок с песком). Прыжки опорные, со скакалкой, разнообразные подскоки, соскоки, бег по лестнице вверх, прыжки по лестнице. Прыжки с доставанием подвешенных предметов, в глубину, через препятствия.

Акробатические упражнения.

I. Перекаты:

1. На спине:

а) в группировке;

б) без группировки.

2) Прогнувшись:

а) из упора лёжа на бёдрах;

б) руки вверх;

в) с захватом голеней сзади;

г) из упора лёжа, согнув руки;

д) из упора лёжа.

3). На боку

4) В сторону:

а) с груди на спину;

б) с поворотом.

II. Кувырки (вперёд, назад, в сторону, через плечо).

III. Стойки (на лопатках, на голове и руках, на руках, на предплечьях).

IV. Мосты (из положения лёжа, наклонив назад, из стойки на руках)

V. Шпагаты. Продольный (правая, левая нога впереди).

VI. Падения:

1. С перекатом на спине (боку):

а) выносом ноги;

б) с шага назад;

в) из выпада в сторону;

г) из выпада вперёд.

2. С амортизацией руками:

а) назад с перекатом на спине и с амортизацией руками;

б) вперёд.

3. С перекатом прогнувшись (на груди).

4. Со скольжением:

а) в сторону (вперёд) на боку;

б) прогнувшись.

VII. Броски.

1. Вперёд:

а) со скольжением прогнувшись;

б) с перекатом прогнувшись (на груди);

в) с кувырком вперёд;

г) с приходом на руки и ногу.

2.Назад:

а) с поворотом кругом и приходом на руки и ногу;

б)  вынос ног с перекатом на спине и с амортизацией туловища;

в) в упор согнувшись с амортизацией сзади.

3. В сторону:

а) с кувырком через плечо;

б) с перекатом в сторону.

Изучение и совершенствование техники и тактики игры в волейбол.

Изучение и совершенствование техники игры. Анализ техники. Специальные подготовительные упражнения и имитация всех технических приёмов.

Упражнения для совершенствования техники передач мяча двумя руками сверху.

1. Передача мяча в стену в средней стойки с расстояния 2 метров от неё.

2. Передача мяча в стену в высокой стойке с расстояния 1,5 метров.

3. Передача мяча в стенку с низкой стойки с расстояния 1 метр от неё.

4. То же, что в упражнении 1, но после передачи игрок поворачивается на 360° через левое (правое) плечо. Передача  в стену выполняется повыше.

5. Поточная передача  мяча в парах на расстоянии 4 метра. После передачи игрок поворачивается на 360°

.6. То же, что и в упражнении 5, но после передачи игрок выполняет приседания или сгибание-разгибание рук в упоре лёжа.

7. В тройках. Игроки располагаются на вершинах треугольника. Двое поочерёдно посылают мячи на третьего, который из положения средней стойки направляет мячи в обратном направлении.

8. В парах. Один с расстояния 1 метр бросает мяч в стену, другой, стоя в 3-4 метрах от неё, принимает отскочивший мяч и передаёт его партнёру.

9. В парах на расстоянии 4 метров друг от друга игроки передают мяч, продвигаясь приставными шагами в одну сторону.

10. То же, что и в упражнении 9, но игроки передвигаются в сторону, переступают через три гимнастические скамейки, поставленные на расстоянии 3 метров друг от друга.

11. В парах игроки располагаются на расстоянии 4 метров друг от друга. Один передаёт мяч на 1 метр за голову другому и выходит на 1 метр вперёд. Партнёр перемещается назад и передаёт мяч обратно на продвинувшегося вперёд игрока и т.д. Волейболисты выполняют 5-6 передач, продвигаясь в одну сторону, а затем в обратном направлении.

Упражнения для совершенствования техники стоек и перемещений.

1. Из низкой, средней и высокой стоек игрок перемещается по площадке в различных направлениях с последующим принятием исходных положений для приёма мяча сверху и снизу.

2. Перемещение из зоны 4 в зону 3 и обратно с имитацией блокирования в каждой зоне.

3. То же, что и в упражнении 2, но перемещение из зоны 2 в зону 3 и обратно.

4. Перемещение шагом вперёд, в стороны, назад с выполнением передач мяча над собой.

5. То же, что и в упражнении 4, но игроки перемещаются бегом.

6. Игроки построены в колонну в зоне 6. Преподаватель бросает мяч из зоны 4 в зону 3, куда выходит занимающийся, который передаёт возвращающемуся мяч, а сам перемещается в коней колонны.

7. То же, что и в упражнении 6, но тренер бросает мяч из зоны 2.

8. Игроки построены в колонну в зоне 1. Тренер посылает мяч из зоны 6 в зону 2, куда поочерёдно выходят занимающиеся которые передают мяч в зону 3.

9. То же, что и в упражнении 8, но игроки построены в зоне 5, а тренер посылает мяч в зону 4.

10. Встречная передача мяча из колонн, расположенных одна против другой. После передачи игроки перемещаются в конец противоположной колонны.

11. Стоя на стульях или  гимнастической скамейке в зонах 4,3,2 игроки держат мячи над сеткой. С противоположной стороны сетки из колонны, расположенной в зоне 4, занимающиеся перемещаются приставными шагами вправо вдоль сетки, прыгают и надавливают  ладонями на мяч.

12. То же, что и в упражнении 11, но занимающиеся перемещаются приставными шагами влево от зоны 2.

13.  Передачи двумя мячами через сетку из колонн, расположенных одна против другой. Упражнение выполняется в двух колоннах с каждой стороны сетки на расстоянии 4 метров одна от другой. По сигналу мяч передаётся через сетку в колонну, расположенную напротив. Игроки, выполнившие передачу, перемещаются в конец колонны, расположенной рядом.

14. То же, что и в упражнении 13, но мяч передаётся в колонну, расположенную по диагонали. Игрок, выполнивший передачу, перемещается в конец встречной колонны.

15. Игроки располагаются в колоннах в зонах 2 и 4. Выполняется передача мяча из зоны 2 в зону 4 и обратно. Игрок, выполнивший передачу, убегает в конец встречной колонны.

16. Игроки располагаются в колонне в зоне 2 и по одному в зонах 3 и 6 . Из зоны 6 мяч передаётся в зону 2 , из зоны 2 в зону 3, а оттуда в зону 6. Игрок, выполнивший передачу в зоне 2, перемещается в коней колонны.

17. То же, что и в упражнении 16, но мяч из зоны 2 передаётся в зону 4.

18. Игроки стоят в колонне в зоне 4 и по одному в зонах 3 и 6. Из зоны 6 мяч передаётся в зону 4 , из зоны 4 в зону 3, а оттуда в зону 6. Игрок, выполнивший передачу в зоне 4, перемещается в конец колонны.

19. Игроки располагаются в колонне в зоне 2 и по одному в зонах 2 и 6. Из зоны 6 мяч направляется в зону 3. Из зоны 2 игрок перемещается в зону 3, выполняет передачу в зону 4 и перемещается в конец колонны. Игрок, стоявший в зоне 4, возвращает мяч в зону 6.

20. Игроки располагаются в колонне в зоне 4 и по одному в зонах 2 и 6. Из зоны 6 мяч направляется в зону 3. Из зоны 4 игрок перемещается в зону 3, выполняет передачу в зону 2 и перемещается в конец колонны. Игрок, стоявший в зоне 2, возвращает мяч в зону 6.

Упражнения для совершенствования техники передачи мяча двумя руками снизу.

1. Игроки располагаются в колонне в зоне 6 и по одному в зонах 2 и 4. Тренер с мячом стоит на противоположной стороне площадки и перебрасывает мяч через сетку, направляет его в зону 6, из которой он двумя руками снизу передаётся в зону 2, а оттуда – в зону 4 и снова возвращается тренеру. Игрок, выполнивший передачу в зоне 6, перемещается в конец колонны.

2. Игроки выстраиваются в колонну в зоне 6 и по одному в зонах 4 и 3. Тренер с мячом стоит на противоположной площадке и, перебрасывая  мяч через сетку, направляет его в зону 6, из которой он двумя руками снизу передаётся в зону 3, а оттуда – в зону 4 и снова возвращается тренеру. Игрок, выполнивший передачу в зоне 6, перемещается в конец колонны.

3. То же, что и в упражнении 2, но из зоны 6 мяч передаётся в зону 4, оттуда – в зону 3 и снова тренеру.

4. Игроки располагаются в колонне в зоне 6 и по одному в зонах 4 и 2. Из зоны 6 поочерёдно передачей снизу направляется мяч в зону 2, получают его обратно, затем передают в зону 4 и перемещаются в конец колонны.

5.Спортсмены в колоннах располагаются в зонах 4 и по одному в зонах 6 и 3 (по обе стороны сетки). Из зоны 6 мяч направляется в зону 3, а оттуда в зону 4, из которой двумя руками снизу он передаётся через сетку в зону 6. Игрок, перебросивший мяч через сетку, перемещается в конец колонны.

6.То же, что и в упражнении 5, но колонны игроков расположены в зонах 2.

7. Игроки расположены в колонне в зоне 4 в 3-4 метрах от сетки, лицом к ней. Один игрок стоит в зоне 3, другой – на линии нападения и бросает мяч в сетку, его поочерёдно после выхода вперёд принимают игроки, стоящие в колонне. После приёма мяча, отскочившего от сетки и передачи его в зону 3, игрок перемещается в конец колонны.

8. То же, что и в упражнении 7, но колонна игроков расположена в зоне 2.

9. Игроки располагаются в колонне в зоне 6, тренер с мячом в зоне 3. Несильным ударом тренер направляет мяч в зону 5, то в зону 1. Игроки, перемещаясь в стороны, поочерёдно принимают мяч и переносят его в зону 3.

10. Волейболисты располагаются в колонне в зоне 6 на противоположной площадке. Несильным ударом он направляет мяч через сетку. Игроки, поочерёдно выходят под мяч, принимают его и передают в зону 2 или 3.

11. Игроки располагаются в колонне в зоне 6, тренер с мячом – в зоне 3, из которой бросает мяч по высокой траектории за пределы площадки. Волейболисты из колонны быстро перемещаются за пределы площадки и двумя руками снизу возвращают мяч в зону 3.

12. То же, что и в упражнении 11, но мяч после приёма перебивается через сетку.

Упражнения для совершенствования техники подач.

1. Нижняя прямая подача.

2.Нижняя боковая подача.

3. Верхняя прямая подача с вращением.

4. Верхняя прямая подача нацеленная.

5. Верхняя прямая подача планирующая.

6. Верхняя боковая подача с вращением (силовая).

7. Верхняя боковая подача планирующая.

Упражнения для совершенствования техники приёма подач.

1. Шесть игроков располагаются в две линии на одной половине волейбольной площадки. Подача производится по высокой или средней траектории. Занимающиеся принимают мяч двумя руками сверху и направляют его в зону 3. Следует обратить внимание на необходимость пристального наблюдения за подающим игроком и своевременное перемещение их наверху мячу (в пределах своей зоны), а также принятие устойчивого исходного положения пред приёмом мяча.

2. То же, что и в упражнении 1, но подача производится по средней траектории. Занимающиеся перестраиваются и располагаются на площадке ломаной линией. Приём подачи на площадке выполняется двумя руками снизу с передачей в зону 3. Необходимо обратить внимание волейболистов на недопустимость преждевременной постановки рук для приёма мяча двумя руками снизу.

3. Шесть игроков располагаются на одной половине площадки. Другие игроки выполняют подачи, попеременно меняя её способы: подача ближе к сетке или дальше от неё. Волейболисты, принимающие подачу, следят за подающим игроком и в зависимости от способа подачи, направления, траектории и скорости полёта мяча избирают способ приёма мяча. После приёма мяч направляется в зону 3.

4. Три игрока располагаются в зонах 4, 5, 6. Мяч  верхней прямой подачей направляется в указанные зоны. Передача после приёма выполняется в зону 3.

5. То же, что в упражнении 4, но игроки располагаются в зонах 1, 2 и 6. Подача производится в указанные зоны.

6. То же, что и в упражнении 5, но игроки располагаются в зонах 5, 6 и 1. Мяч принимается по всей площадке. Следует обратить внимание спортсменов на необходимость незамедлительного выхода к месту падения мяча и своевременно принять исходное положение.

7.Шесть игроков располагаются на площадке. Подача выполняется любым способом. Приём подачи осуществляется рациональным способом, мяч передаётся в зону 3. После 10 подач игроки, принимающие мяч, меняются зонами.

8. То же, что и в упражнении 7, но передача мяча после приёма подачи выполняется в зону 2.

9. То же, что и в упражнении 8, но передача мяча после приёма выполняется в зону 4.

Упражнения для совершенствования техники нападающего удара.

  1. После передачи мяча из зоны 3 - прямой нападающий удар из зоны 4.
  2. После передачи мяча из зоны 3 – прямой нападающий удар из зоны 2.
  3. То же, что и в упражнении 2, но удар выполняется из зоны 3.
  4. После передачи мяча из зоны 3 - прямой нападающий удар из зоны 2 с краев сетки.
  5. То же, что и в упражнении 4, но с передачей мяча из зоны 2.
  6. Прямой нападающий удар в зонах 4, 3 и 2 с коротких передач из зон 3 и 2.
  7. Прямой нападающий удар в зонах 4, 3 и 2 с высоких передач из зон 4, 3 и 2.
  8. После передачи мяча из зоны 4 – боковой нападающий удар из зон 4 и 2.
  9. То же, что и в упражнении 8, но с передачи мяча из зоны 2.
  10. После передачи мяча из зоны 4 – боковой нападающий удар из зон 3 и 2.
  11. После передачи мяча из зоны 4 – нападающий удар из зоны 3 с переводом вправо.
  12. То же, что и в упражнении 11, но с передачей мяча из зоны 3.
  13. После передачи мяча из зоны 3 – нападающий удар с переводом влево.
  14. То же, что и в упражнении 13, но с передачи мяча из зоны 2.

Упражнения для совершенствования техники блокирования.

  1. Одиночное блокирование нападающих ударов, выполненных по ходу разбега из зоны 4, после второй передачи из зоны 3.
  2. То же, что и в упражнении 1, но нападающий удар выполняется из зоны 2.
  3. Одиночное блокирование нападающих ударов, выполненных из зоны 4 в различных направлениях после передачи мяча из зоны 3.
  4. То же, что и в упражнении 3, но нападающий улар выполняется из зоны 2.
  5. Одиночное блокирование нападающих ударов, выполненных у края сетки в зонах 4 и 2.
  6. Одиночное блокирование нападающих ударов, выполненных из зон 4 и 2 после  прострельных передач мяча из зоны 2.
  7. Одиночное блокирование нападающих ударов, выполняемых из зон 2 и 3 после прострельных передач мяча из зоны 4.
  8. Одиночное блокирование нападающих ударов из зон 4 и 3, выполняемых с высоких передач мяча из зоны 3.
  9. То же, что и в упражнении 8, но передача выполняется из зоны 2.
  10. Одиночное блокирование нападающих ударов из зон 3 и 2, выполняемых с высоких передач мяча из зоны 4.
  11. Групповое (двойное) блокирование нападающих ударов, выполняемых из зоны 4 с передачи мяча из зоны 3.
  12. То же, что и в упражнении 11, но нападающие удары выполняются из зоны 2.
  13. Групповое (двойное) блокирование нападающих ударов, выполняемых  игроками зон 4 и 3 с передачи мяча из зоны 2.
  14. Групповое (двойное) блокирование нападающих ударов, выполняемых  игроками зон 5 и 3 с передачи мяча из зоны 4.
  15. Групповое (двойное) блокирование нападающих ударов, выполняемых  игроками зон 4, 3 и 2 с передачи игрока зоны 1, вышедшего к сетке.
  16. То же, что и в упражнении 15, но с прострельных  передач мяча.
  17. То же, что и в упражнении 15, но с высоких передач мяча.
  18. Групповое (тройное) блокирование нападающих ударов, выполняемых  из зоны 3 с передачи мяча из зоны 2

Тактика и тактическая подготовка

Рассматривая тактику как составную часть подготовки игрока, следует прежде всего отметить, что она основывается на техническом мастерстве волейболиста. Следовательно, техника является средством претворения в действие тактических замыслов игрока и команды.

Тактика игры представляет собой целесообразное применение средств, способов, действий и форм ведения игры с учетом подготовленности команды и конкретной обстановки, направленных на достижение победы. Тактика в волейболе – это организация спортивной борьбы с помощью определенных индивидуальных, групповых и командных действий.

Тактику игры подразделяют на тактику нападения и тактику защиты.

Средствами тактики являются технические приемы и способы их выполнения.

Способами ведения игры называются рациональные индивидуальные, групповые и командные действия игроков, применяемые в борьбе с соперником.

Системами игры называют определенную организацию взаимодействий игроков команды, основанную на их функциях и расположении на площадке.

Тактические комбинации – это согласованное действие игроков, направленное на создание условий для эффективного завершения атаки (контратаки).

Формы ведения игры – это характер проявления действий команды, выражающийся в изменении темпа игры, умении навязывать сопернику свои манеру и стиль игры, в тактике замен и перерывов, применении тех или иных комбинаций, в игровой дисциплине и умении бороться до конца.

Тактическая подготовка – это процесс овладения волейболистами специальными упражнениями по тактике, которые выполняются в приближенной к игровой обстановке, а также на учебных, контрольных и официальных соревнованиях.

Средствами тактической подготовки являются:

1. Подготовительные упражнения, направленные на преимущественное развитие быстроты реакции и ответных действий, ориентировки, наблюдательности, сообразительности, умения быстро переключаться с одних движений и действий на другие.

2. Подвижные игры и эстафеты с элементами индивидуальной и командной борьбы.

3. Спортивные игры (баскетбол, футбол, теннис, ручной мяч, хоккей и др.).

4. Специальные упражнения по тактике, применяемые в облегченных и усложненных условиях.

5. Учебные, контрольные игры и соревнования.

Методы, используемые для тактической подготовки волейболистов, в основном те же, что и для решения технической подготовки. Они предполагают при показе широкое использование макетов площадки, кинокольцовок, специальных устройств в виде электротренажеров.

Обучение тактическим действиям.

Передачи мяча

Тактика передач предусматривает выполнение их с первой передачи и откидок, со второй передачи через игрока передней и выходящего игрока задней линии. Главное требование к передающему игроку – не только уметь выполнять передачу просо в зону, но и стремиться каждый раз разыграть мяч в комбинации.

На принятие игроком правильного тактического решения влияет ряд факторов:

  1. Умение владеть всеми разновидностями передач.
  2. Расположение блокирующих соперника и, в частности, слабейших блокирующих.
  3. Кто из нападающих находится в наиболее удобной для удара позиции, и какая передача для него будет самой рациональной.
  4. Расстояние между передающим и нападающим игроками.
  5. Как выполняется передача (вдоль сетки или глубины площадки) и под каким углом.
  6. Не играть на одного нападающего.
  7. Не бояться разумного риска.
  8. Конкретная игра нападающих.
  9. Не усложнять свои действия, передавая мяч, например, в прыжке, когда этого не требует обстановка.

Передачу мяча сразу на удар целесообразнее применять при контратаках (в доигровках), приёме несложных подач. Лучше, когда мяч адресуется нападающему из зоны нападения или из средней части площадки.

При выборе позиции для вторых передач необходимо применять следующее: передающий игрок в зоне 2 должен находиться в 1,5 – 2 метрах от сетки и от боковой линии; передающий зоны 3 располагается примерно в метре от сетки; выходящий игрок задней линии не должен мешать рядом стоящим партнёрам принимать мяч, откуда бы ни выходил волейболист; игрок, выполняющий вторую передачу на удар, не должен резко перемещаться, не определив траекторию полёта мяча; важно предугадать место встречи с мячом, действовать спокойно, но быстро.

Подачи.

Основная тактическая установка при подаче: выиграть очко или затруднить сопернику приём мяча и усложнить для его организацию атаки. Существуют различные тактические приёмы, позволяющие реализовать основную установку. Это, во-первых, подача в наиболее уязвимое место площадки при конкретной установке соперника; во-вторых, подача на игрока, слабо владеющего приёмом; в-третьих, при игре на открытой площадке выполнение подачи с учётом метеорологических условий (солнце, ветер); и, в-четвёртых, использование различных способов подачи (на силу, планирующих, в прыжке, свеча) в ближние и дальние зоны площадки с тем, чтобы не дать сопернику приспособиться к ней

Чем выше тактическое мастерство спортсмена, чем увереннее владеет он разнообразными подачами, тем легче ему правильно решать задачи, возникающие даже в самые напряжённые моменты, когда игрок не должен рисковать, а тем более терять подачу.

Представляют интерес заключения Амалина М.Е., который отмечал, что игрок не имеет права рисковать при подаче в следующих случаях:

1). если партнёр, выполнявший подачу до него, совершил ошибку. Несколько потерянных подряд подач отрицательно сказывается на моральное состояние команды. Если партнёр допустил ошибку при подаче, то первую подачу необходимо обязательно выполнить, а затем, уже не боясь рисковать, можно переходить к тому способу подачи, который наиболее выгоден в данной игровой ситуации.

2) если игрок ошибся при подаче и снова выходит её выполнять.

3) если игрок в первый раз в данном месте вышел на подачу, потерял её, что отрицательно сказалось на дальнейшей игре спортсмена. Особенно это касается тех волейболистов, которые выходят на площадку уже в процессе игры, зачастую именно на подачу.

4) когда игрок выполняет подачу после замен или перерывов, сделанных командой соперника. Очень часто противоборствующая сторона берёт перерыв или замену, проиграв одно-два очка на приёме подач. Если в такой момент сделать ошибку при подаче, то она поможет сопернику выйти из состояния психологической неуверенности при приёме подач. Поэтому такие ошибки следует относить к наиболее грубым нарушениям игровой дисциплины.

Приём подачи.

Необходимо отметить, что приём подачи остаётся камнем преткновения для многих волейболистов и команд. Причину этого, по-видимому, следует искать не только в низком техническом мастерстве волейболистов, но и в неумении рационально использовать индивидуальную и командную тактику приёма подач.

Под индивидуальной тактикой следует понимать умение игрока:

1) правильно выбрать место, где наиболее удобно можно принять подачу;

2) правильно выбрать наиболее выгодный способ приёма мяча для данной подачи;

3) определить игрока, которому наиболее удобно можно сделать передачу и выполнить её неожиданно для соперника, то есть уметь осуществить скрытые и обманные передачи.

Командная тактика приёма подачи должна быть направлена на выбор рациональной расстановки и правильное взаимодействие игроков. Очень важно разгадать, какую подачу собирается выполнять соперник Если это становится ясным, то волейболисты должны принять соответствующую расстановку на площадке. Для приёма, например, сильной подачи волейболисты располагаются с таким расчётом, чтобы интервал между игроками передней и задней линии были небольшими: это так называемый боевой порядок в одну ломаную линию.

Принимая планирующую подачу, игроки несколько рассредотачиваются: каждый действует в определённой зоне и, перемещаясь в момент подачи, занимает удобную позицию для приёма мяча.

По мере повышения мастерства волейболистов и в целях использования более гибкой тактики нападения расстановка при приёме подач может быть следующей:

1). расстановка при приёме подач, когда команда придерживается тактики нападения со вторых передач через игрока передней линии, например, зона 2.

2) расстановка при приёме подач, когда команда придерживается тактики нападения с применением выходов игрока задней линии для передачи, например, из зоны 1.

3). расстановка при приёме подач, когда команда придерживается тактики нападения с применением из-за игрока, например, зоны 1.

4).расстановка при приёме подач, когда команда придерживается  тактики нападения с первых передач и откидок. Первая передача в этой расстановке должна адресоваться игроку зоны 2 или 4. Он или нападает, или делает откидку и игроки зон 3 и 4.

При работе над совершенствованием тактики приёма подач волейболистам следует добиваться следующего:

1).знать своё место при приёме подач конкретно в каждой расстановке;

2). заранее знать, куда следует направлять мяч после приёма подачи в каждой расстановке в зависимости от системы нападения своей команды.

Нападающий удар.

Успешная реализация нападающих ударов зависит не столько от силы, сколько от неожиданности(места или времени) нанесения удара. Элемент неожиданности при выполнении нападающего удара получается, как за счёт индивидуального тактического мастерства волейболиста, так и в результате согласованных действий с партнёрами по команде.

Для повышения результативности нападающих действий существует множество рекомендаций и советов:

1. Следует сочетать сильные удары с ударами средней силы и обманными.

2. Сильные удары могут быть более эффектными, когда блок соперника дезорганизован.

3. Обманные удары более эффективны при близких к сетке передачах и менее эффективны при передачах, далёких от сетки.

4. Тактику нападения с первого темпа и откидок следует широко применять при доигровках, но только при соответствующем уровне технической подготовки игроков или, когда соперник применяет несложные подачи.

5. Первые передачи для удара основному нападающему следует адресовать только в том случае, если связующий игрок уверен, что предача получится. В противном случае при плохой предаче сильнейший нападающий превратится просто в передающего игрока, что ослабит атакующую мощь команды.

6. В любых случаях нужно стремиться к тому, чтобы нападающий удар выполнялся против слабейшего блокирующего.

7. Если нападающий решил произвести откидку, то все его предыдущие действия должны уводить блокирующих игроков соперника, что удар будет выполнять именно он.

8. Откидка не должна быть высокой, так как блокирующие успеют вторично прыгнуть на блок.

9. При организации атаки в два темпа следует имитировать и выполнять нападающий удар против одного и того же блокирующего. Например, если игрок зоны 4, имитируя нападающий удар в зоне 3, вынудил соперника выпрыгнуть для блока, то игрок зоны 3 во втором темпе должен осуществить удар напротив того же, но опускающегося блокирующего.

Защита.

Игра волейболистов в защите предусматривает эшелонированную оборону, которая расположена как бы  в три линии: блокирующие, страхующие и игроки, осуществляющие приём нападающих ударов (защитники).

Тактическая игра в защите состоит из индивидуальных, групповых и командных действий.

Индивидуальный и групповой блок при реализации тактических задач может быть зонным и подвижным. При зонном блокировании закрывается только одно, заранее определённое направление нападающего удара, независимо от того, куда в действительности будет выполнен удар. При подвижном блокировании игрок (или игроки) стараются закрыть действительное направление удара.

Страховка блокирующих может осуществляться игроком передней линии, не принимающим участие в блоке, игроком задней линии, например, зоны 6, когда команда играет в защите по системе «углом вперёд», а также крайним защитником, например, зоны 1 и игроком зоны 4 при игре в защите по системе «углом назад» При постановке тройного блока  страховку осуществляют крайние защитники. Результативными являются действия защитников и при самостраховке блокирующих.

При совершенствовании взаимодействий между защитниками, выполняющими различные функции, большая роль принадлежит блокирующим.

В зависимости от игры блокирующих строят свои действия защитники и страхующие. Безусловно, для улучшения взаимопонимания между волейболистами необходимо, чтобы игроки заранее знали, как будут действовать их партнёры в той или иной игровой ситуации.

На определённом этапе совершенствования тактики защиты  нападающие играют подыгрывающую роль, выполняя строго по заданию удары или обманы в различные зоны с определённой последовательностью и силой. В дальнейшем нападающим предоставляется свобода действий, что приближает условия выполнения упражнений в защите к игровым.

Литература:

1. Гукаловский А., Бойченко С. Программа и методические рекомендации по внеклассной и внешкольной физкультурно-массовой работе в общеобразовательной школе. Минск, 1999

2. Железняк Ю., Клещеев Ю., Чехов О. Подготовка юных волейболистов. Учебное пособие. Физкультура и спорт, 1967

3. Жуков Ю., Ильин Г., Козловский Э. Акробатическая подготовка волейболистов. Физкультура и спорт, 1967

4. Клещеев Ю., Якушев А. Волейбол в школе. Учебное пособие Физкультура и спорт. 1957г.

5. Фурманов А. Подготовка волейболистов. Минск, 2007

 

 

 

 

 


                   

 

220004. г. Минск, ул. Тимирязева, 9А
телефон/факс +375(17) 203 32 89      электронная почта: sport@minsk.edu.by

Время работы учреждения: 

                         Понедельник - четверг     08.45 - 13.00, 14.00 - 18.00
                 Пятница           08.45 - 13.00, 14.00 - 16.45
                      Суббота, воскресенье     выходной

 

 

Следует ли убрать физкультуру из числа обязательных предметов в школах?








Ответить